Сегодня мы расскажем о святом Петре, Митрополите Московском.
Родился он в середине тринадцатого века, в Галицко-Волынской области, которая сегодня находится на территории Украины. Петр очень рано принял монашество. Уже в двенадцать лет он поступил в монастырь и добросовестно исполнял все послушания, которые ему поручались. Много лет он трудился на монастырской поварне – зимой и летом носил на своих плечах дрова и воду. Однако этот тяжелый труд не мешал ему первым по церковному звону приходить ко всем дневным и ночным службам и уходить последним, благоговейно и внимательно молиться в храме.
Шли годы. Петр уже принял священнический сан, когда у него созрело желание научиться иконописному мастерству. Получив благословение монастырского начальства, он принялся за обучение и в скором времени стал искусным иконописцем. Написанные им иконы были столь хороши, что быстро распространились по различным русским городам, а одна икона – Успения Божией Матери, была подарена им тогдашнему главе Русской Церкви, митрополиту Максиму. Святитель с благоговением принял драгоценный подарок, украсил икону драгоценными камнями и до конца жизни молился перед ней о спасении земли Русской от монгольского ига.
Петр не знал тогда, что с этой иконой окажется неразрывно связана и его судьба.
Когда святитель Максим скончался, один игумен, по имени Геронтий, дерзнул самовольно восприять сан митрополита и с этой целью отправился в Константинополь в сопровождении митрополичьих сановников, взяв с собою из Владимира святительские одежды, пастырский жезл и ту самую икону, которую блаженный Петр написал для почившего святителя. Слух об этом распространился по всей Русской земле, и многие были недовольны поступком Геронтия. В числе недовольных был и великий князь галицкий Георгий Львович. Зная добродетельную жизнь игумена Петра (который к тому времени уже был настоятелем монастыря), великий князь начал убеждать его также отправиться в Константинополь, чтобы восприять там святительство вместо Геронтия. Петр долго отказывался от этого предложения, но после настойчивых уговоров все же согласился и начал собираться в дорогу.
Тем временем игумен Геронтий достиг берега Черного моря и на корабле отправился к Царьграду. Плавание его было крайне неудачным: поднялась буря, и сильный ветер сносил судно в сторону от прямого пути. Петр же отправился в плавание от другой пристани. Путешествуя по другой полосе Черного моря, с попутным ветром он быстро и благополучно прибыл к стенам Константинополя.
В это самое время, его сопернику, расстроенному продолжительным и тяжелым плаванием, во сне явилась та самая икона Пресвятой Богородицы, написанная святым Петром, которую Геронтий вез с собою, и был от нее глас: «Напрасно претерпеваешь ты трудности столь далекого пути: не достанется тебе сан святительский, которого ты домогаешься. Тот, кто написал Мой образ, игумен Петр возведен будет на высокий престол славной митрополии Русской».
Это пророчество сбылось в точности. Когда Геронтий прибыл в Константинополь, там уже состоялся собор Византийских епископов, на котором первосвятителем Русской Церкви был поставлен Петр.
Геронтий, как только узнал об этом, тут же пришел к патриарху и рассказал обо всем случившемся с ним в пути, не умолчав и о бывшем ему видении. Патриарх отечески увещевал его не думать о земной славе, и объяснил, что святительский сан не может быть дарован мирскими властями, или самовольно захвачен всяким честолюбцем. После этого Патриарх отобрал у него самовольно взятый из Владимира архипастырский жезл и одежды и вручил их святому Петру вместе с чудотворной иконой Пресвятой Богородицы. И при этом сказал: «Приими Богородичный образ святой, который ты написал своими руками. За труд свой ты получил награду: сама икона изрекла о тебе пророчество».
Так началось святительское служение митрополита Петра. Оно было трудным и проходило в тяжелое время, когда нашу землю терзали междоусобицы удельных князей и монгольское иго. Святитель Петр много сделал для облегчения участи русского народа в этих непростых условиях. Он ездил в Орду и добился у хана Узбека неприкосновенности православных храмов. А во время княжеских междоусобий святитель Петр не раз являлся добрым советником и миротворцем враждующих князей. Так, когда тверской князь Димитрий хотел идти на разорение Нижегородской области, святитель Петр убедил его отказаться от своего намерения и распустить собранное в поход войско.
Но самым важным из дел митрополита Петра, конечно же, было перенесение митрополичьей кафедры из Владимира в Москву, которая в то время представляла собой небольшой и малолюдный городок, расположенный на Боровицком холме, при слиянии рек Москвы и Неглинной.
Факт № 1. …святитель Петр для своего времени был живым символом Москвы (картинка «Петр») и московской власти. И потом именно у его мощей происходило крестоцелование и принесение присяги московским князьям, а затем и царям.
Московским князем при святом Петре был Иоанн Данилович, по прозванию Калита. Князь относился к святому Петру с великим почтением. Святитель Петр тоже полюбил князя за его преданность православной вере, добродетельную жизнь и милосердие к бедным. Более, чем в других городах, стал святой Петр проживать в Москве, где для него был построен особый дом. Незадолго до своей блаженной кончины святой Петр посоветовал князю построить в Москве каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Тогда в Москве еще не было каменного храма. При этом святитель пророчествовал: «Если послушаешь меня, сын мой, и воздвигнешь храм Богородицы в сем городе, то и сам прославишься более других князей, и сыновья и внуки твои прославятся в роды, и город этот будет славен среди других городов русских».
Иван Калита тут же приступил к постройке храма, но митрополит Петр не дожил до окончания строительства. Он завещал похоронить себя в алтаре этого храма, что и было впоследствии исполнено.
Факт №2. … когда по благословению митрополита Петра в московском кремле (картинка«деревянный кремль»), тогда ещё деревянном (картинка «деревянный кремль2»), было начато строительство каменного Успенского Собора («успенский собор»), в основании строящегося храма митрополит Пётр своими руками выкопал себе гробницу по древнему монашескому обычаю, где позже и был похоронен (картинка «мощи святителя петра»). Мощи святителя и поныне почивают в Успенском соборе Московского Кремля.
Вскоре, начало сбываться пророчество святителя. Уже при Иване Калите Москва стала возвышаться над старинными и славными русскими городами. Первосвятители утвердились на Московской кафедре, а власть потомков Ивана Калиты усиливалась, крепла и в конце концов из великокняжеской переросла в царскую.
Так, с благословения святителя Петра, Москва стала первым городом России и остается ею по сей день. А в Успенском соборе Московского Кремля, неподалеку от гробницы святого находится та самая чудотворная икона Божией Матери, которую он когда-то написал своими руками. Икона эта теперь именуется – Петровской.