Православное поселение "Спасово" находится между 3-х монастырей, один из которых Оптина Пустынь, более чем вековая традиция духовного окормления российского общества с 19-ого века.
Особое место в передаче этой традиции играет схиигумен Илий, являвшийся на протяжении двадцати лет духовником монастыря. Ныне он находится в Переделкино, являясь духовником Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Родился батюшка на Орловской земле, в селе Становой Колодезь, в благочестивой крестьянской семье. Отец - Афанасий Иванович Ноздрин, мама - Клавдия Васильевна. Старшим из детей в семье Афанасия Ноздрина был брат Иван. Алексей, будущий отец Илий, родился в 1932 году. Брат Иван дожил до старости и умер в Клыково в 2008 году, где есть домик Отца Илия на территории монастыря Спаса Нерукотворного пустынь, что вблизи Спасово.
Схиархимандрит Илий - духовный путь
Духовное образование будущий схиархимандрит Илий получил в Саратове и Ленинграде, после закрытия Саратовского учебного заведения Хрущёвым. И там, в Санкт-Петербурге, принял он иноческий чин. Имя было ему дано в честь одного из сорока мучеников Севастийских — Илиан, что на древнегреческом означает «солнечный». Впереди был и ещё один постриг — в великую схиму, и новое имя — Илий, означающее «Солнце». Так звали другого мученика Севастийского, пострадавшего на заре христианства.
Десять лет жизни схиигумена Илия связаны с Псково-Печерским монастырем - одной из древнейших и наиболее почитаемых святынь Северной Руси, где продолжилось его духовное восхождение. После Великой Отечественной сюда приехали старцы с Валаама, которые перед войной были перевезены со святого острова в Финляндию. Иеросхимонахи Михаил (Питкевич), Лука (Земсков) и другие светильники веры явились духовным мостом, соединявшим Старый Валаам и святую Печерскую обитель.
Духовничество на Афоне
Последние десять лет перед Оптиной батюшка нёс смиренное послушание на Святой афонской горе, в Вертограде Пресвятой Богородицы. Десять благословенных лет его сердце билось в такт с Византийским временем. В эти дивные годы, о которых отец Илий вспоминает с большой теплотой, обитель великомученика Пантелеимона стала его родным домом. С начала 1960 х годов XX века настоятель Свято-Пантелеимонова монастыря архимандрит Илиан (Сорокин) в письмах Архиепископу Брюссельскому и Бельгийскому Василию указывал на непростую ситуацию в монастыре и скитах - Андреевском и Свято-Ильинском. Главной проблемой было отсутствие новых насельников. Он писал в 1961 году: «Наша афонская жизнь всё по старому. Андреевский скит совсем ослаб. Из нас многие померли: последний отец Мисаил. Осталось приблизительно 35 человек».
В 1976 году произошло отбытие иеромонаха Илиана (Ноздрина) с малочисленной группой монахов Псково-Печерского монастыря на Афон для несения иноческого послушания. Казалось, ещё немного, и обитель святого Пантелеимона займут греки. Но неисповедимы пути Господни: благодаря огромным усилиям Патриарха Пимена и твёрдой позиции правительства Косыгина на Афоне сохранилось русское монашество.
В афонский период отцу Илиану было доверено духовничество в стенах Пантелеимонова монастыря. Нужно ли говорить, насколько это великий труд, ведь быть свидетелем перед Господом, пропуская через себя человеческие грехи, тяжкий и скорбный крест. По существу, духовник берётся помочь дойти душе до Царствия Божiя. Он руководит духовной жизнью человека и при этом ещё постоянно вымаливает своё духовное чадо. Промыслом Божiим отец Илий вернулся домой, в Россию, где стал духовником Оптиной пустыни. Первая Божественная литургия была совершена здесь 3 июня 1988 года на праздник Владимирской иконы Божiей Матери, в Надвратном храме в Её честь. Богомольцев стеклось так много, что часть из них стояла во дворе.
Благословенная Оптина
Неслучайно, что такой человек, как отец Илий, появился в Оптиной в конце 1980-х. И сейчас, по прошествии двадцати лет, можно сказать: он явился благословением и для обители. Те, кому довелось хотя бы непродолжительное время пообщаться с ним, навсегда запомнили его улыбку, согретую сердечным теплом, и добрые, участливые глаза. Кто поговорил с ним хотя бы несколько минут, тот никогда не забудет эту беседу.
Вскоре после Поместного Собора 2009 года схиигумен Илий стал духовником Святейшего Патриарха Кирилла и перебрался в Переделкино, где расположено подворье Троице-Сергиевой лавры. Но до сих пор его тянет в Оптину. Он приезжает, когда выдается свободный день и посещает Ильинское, где по его молитвам был восстановлен храм в честь Илии пророка и построен реабилитационный центр по борьбе с алкоголизмом и наркоманией. Посещает Клыково, где за монастырем живут женщины – молитвенницы из Москвы, посещает Нижние Прыски, где расположен детский дом на 50 детей поддерживаемый им. Посещает православное поселение Спасово, и каким бы не было трудным строительство во время экономического кризиса заверяет строителей в том, что для поселения никого кризиса нет.
Схиархимандрит Илий о православном поселении
Если бы не отец Илий, который с 2007 года говорил о необходимости начала строительства православного поселения под стенами монастыря Спаса Нерукотворного пустыни, строительство поселка бы не началось. Да и самого монастыря бы не было. Так как именно отец Илий в девяносто пятом году руководил оптинскими послушниками, которые были направлены им на восстанавления храма во имя Спаса Нерукотворного в Клыково. Он же отправил отца Михаила (ныне наместника монастыря)к матушке Сепфоре в Кереевск, Тульской области. Братия тогда недоумевала, зачем нам окормление матушки в далеком от нас городе, когда есть отец Илий? А вышло так, что чудная старица и молитвенница Сепфора провела последние полтора года своей жизни в Клыково и своими молитвами и духовным подвигом спасения совершила чудо возникновения на Руси нового монастыря в 21-ом веке.
«Пусть городские построят дом в деревне, заведут корову, посадят несколько деревьев - говорит отец Илий. - И когда человек подключается к процессу созидательного труда на земле, в нём происходят глобальные внутренние изменения. Он очищается и, не без помощи батюшкиных молитв, сам внутренне преобразовывается в лучшую сторону, чувствует облегчение, постигает земную радость. Да и мир вокруг него видоизменяется, становится чище и светлей». Отца Илия, прошедшего школу умно-сердечной молитвы и «невидимой брани», как любого опытного наставника, отличает трезвый подход к тому расхристанному мiру, в котором нам довелось жить. Он не призывает бросать свои квартиры в Москве, и сломя голову бежать — «спасаться» в Спасово. Наоборот, батюшка чётко указывает тот путь, что позволяет использовать технические возможности цивилизации в качестве оружия для борьбы за души людей. Одобрил «Кинозавод» и программы на православном телевидении, даже давал наставления по использованию Интернета как основного канала коммуникации для рассказа про Спасово.
Однако тех, кто стремится увидеть в батюшке этакого провидца и «православного кудесника», ждёт жестокое разочарование. Кажется, что говорит он прописные истины, известные всем и каждому. И кто-то уезжает в недоумении, не потешив плода своих фантазий. Однако спустя время после беседы с ним понимаешь, что спасение - это кропотливая самостоятельная работа изо дня в день и даже молитва старца не поможет, если сам не примешь прописные истины и не станешь их отстаивать изо дня в день.