Герман (такое имя до пострига носил будущий архиерей) родился в послевоенное лето в маленьком поселке Московской области. 7 августа 1949 года в рабочую семью Капалиных, проживающих в поселке Удельная Раменского р-на, несмотря на тяжелое время, посетила настоящая радость. На свет появился помощник родителям, ведь война изрядно выкосила мужское население страны.
Мальчик рос, крепчал, пошел в школу. По ее окончании поступил в Московский машиностроительный техникум. Будучи юношей он сумел возгреть в себе православную веру предков, поэтому неудивительно, что в 1970 году он становится семинаристом. Но продолжить обучение в Московской духовной семинарии он смог только через два года - после службы в Советской Армии. В 1974 году, после получения семинарского образования Герман Капалин становится абитуриентом Московской духовной академии.
Видного молодого человека заметило руководство духовного учебного заведения. В 1977 году он представляет Русскую Православную Церковь на слете Всемирной православной молодежной организации «Синдесмос» и Совете молодежи Европы. Еще через год для верующего парня подошел к концу последний учебный курс в Московской духовной академии. Будущий митрополит Климент получает диплом со степенью кандидата богословия, и остается при своей духовной альма-матер помощником инспектора, а также преподает на секторе заочного обучения.
От пострига до управделами
7 декабря 1978 г. Герман Михайлович Капалин принимает монашеский постриг с наречением имени в честь священномученика Климента Римского. Не прошло и месяца, как тем же Рождественским постом его рукополагают во иеродиакона. На Благовещение следующего года иеродиакон Климент становится священником. Вскоре он уже читает лекции по «Общей церковной истории» в Московской духовной семинарии. Через два года священник-преподаватель возводится в сан игумена. А еще через 9 месяцев за особые заслуги становится архимандритом.
8 августа 1982 года в Свято-Духовском соборе г. Минска архимандрит Климент был рукоположен во епископа Серпуховского, викария Московской епархии и назначен Управляющим патриаршими приходами в Канаде и временно в США. Через пять лет освобожден от управления патриаршими приходами в Канаде и назначен управляющим патриаршими приходами в США. 19 мая 1989 года Указом Святейшего Патриарха Пимена возведен в сан архиепископа.
С 20 июля 1990 года владыка Климент становится епархиальных архиереем в Калужской области. Архиепископ Калужский и Боровский одновременно получает должность первого заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. 26 декабря 2003 г. назначен Управляющим делами Московской Патриархии, а значит становится постоянным членом Священного Синода. В конце февраля 2004 года возведен в сан митрополита.
Митрополит Климент и Калужская епархия
После назначения владыки Климента в 1990 году на калужскую кафедру, начался новый этап развития церковной жизни православной Калужской области. При нем состоялась передача и восстановление Свято-Троицкого кафедрального собора Калуги. Знаменательным событием стало и возвращение епархиальному управлению зданий комплекса бывшей Духовной семинарии. Началось настоящее возрождение монастырской жизни: передача монастырей и открытие новых. Стоит отметить открытие Калужского духовного училища, из которого выросла целая семинария. Также активизировалась духовно-просветительская и издательскя деятельность. Ярким примером может служить организация на базе бывшего оздоровительного лагеря «Костер» православного молодежного центра «Златоуст», в котором действует храм в честь святителя Иоанна Златоустого.
При митрополите Клименте количество храмов епархии увеличилось почти в 10 раз, открылось около 10 монастырей, 2 благотворительных миссии, духовно-просветительский центр «Вера Надежда Любовь» в г. Обнинске и вечерняя богословская школа для мирян в г. Калуге. Епархией стали издаваться православный журнал, две газеты, богословско-исторический сборник, создан интернет-сайт.
Особое внимание калужский архиерей уделяет работе с молодежью. При многих церквях и монастырях сегодня работают воскресные школы, первые из которых появились благодаря личному попечению владыки. Калужская область стала одним из первых регионов, где были возрождены рождественские традиции: изготовление из снега вертепов с изображением святого Семейства рядом с храмами, а также шествия христославов. По благословению калужского архипастыря создан первый в стране детский приют для девочек из семей, страдающих наркозависимостью и алкоголизмом, при Свято-Никольском женском монастыре в г. Малоярославце.
Установилось сотрудничество Церкви и светских учреждений, в частности, в организации празднования Пасхи и Рождества Христова, юбилеев храмов и монастырей, проведения ежегодных Киреевских и Образовательных чтений, фестивалей детского творчества. Возрождено всенародное празднование великих общецерковных праздников, памяти Калужских святых.
Благословение православного поселения
В 2007 году в епархиальное управление на прием к митрополиту Клименту пришли руководители группы компаний «Статус», которые активно участвуют в возрождении Спаса Нерукотворного пустыни. В этот раз разговор пошел не о восстановлении мужской обители, а о православном поселении возле него.
Меценаты переживали, что эта идея может расстроить монашескую жизнь, привнесет мирскую суету к стенам мужского монастыря. Но к удивлению всех, владыка Климент одобрил это предложение, объяснив, что это очень правильно строить поселение для тех, кому интересно монашество. И он официально благословил начало этого благого дела.
С архипастырским визитом владыка посетил Спаса Нерукотворную пустынь на престольный праздник обители 29 августа 2007. После Божественной литургии архиерей сказал проповедь, в которой в частности отметил: «Монастырь является той духовной лечебницей, куда приходят люди. Монахи уходят из мира и удаляются от греха мира, но не от людей. И когда было самое сильное развитие монастырей, тогда было самое крепкое Российское государство. Говорят здесь место красивое, а я вам скажу вся Россия красивая, но там где есть храм, а особенно монастырь, то место становится духоносным, благодатным местом для поселения».